3. Виды государственного контроля и надзора

Видео по теме

Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по относящимся к их компетенции вопросам. Результатом проверки органами надведомственного читать далее могут быть рекомендации и обязательные указания по устранению обнаруженных нарушений или совершенствованию деятельности подконтрольного органа, предприятия, учреждения и организации.

Внутриведомственный или отраслевой контроль осуществляется органами отраслевой компетенции в рамках одной системы. Отраслевой контроль представляет собой систематическую проверку деятельности органа управления, учреждения, организации в процессе повседневного отраслевого руководства.

Субъектом осуществления отраслевого контроля может быть руководитель данного органа управления, предприятия, учреждения, организации лично или с помощью специального аппарата например, инспекции, контрольно-ревизионной службы. Внутриведомственный контроль может быть общим, содержанием которого является проверка всей работы подконтрольного органа, предприятия, учреждения, либо специальным, когда осуществляется контроль одного из направлений деятельности.

Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию.

В процессе внутриведомственного контроля разрешаются вопросы целесообразности расстановки кадров, эффективности методов руководства, соответствия принимаемых решений требованиям законодательства. Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Судебный контроль представляет собой осуществление контрольной функции государства при применении вот ссылка власти в рамках особой судебно-процессуальной формы. Основная функция всей системы судебных органов — реализация задач правосудия, в результате чего обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов.

Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов, условий и причин, их порождающих, в принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются: Конституционный Суд РФ разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права, устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Адмиралтейская счётная экспедиция, созданная ещё в году для дела ревизии отчётности о расходах всего морского ведомства. Черноморская счётная государствннного, специально созданная в году ради финансового контроля только на Черноморском флоте. В первые десять лет деятельность Государственного контроля была связана с постоянными неустройствами и перегрузками.

Количество накопившихся ранее и требовавших проверки документов было непомерным. До постановления года такие проверки проводились по подлинным приходно-расходным книгам и финансовым документам ведомств.

Содержание

Громадный объём работы государстенного весьма небольшом штате чиновников-ревизоров приводил к тому, что проверяющим не хватало ни времени, ни сил для действительной и тщательной проверки. Для рассмотрения накопившейся за предыдущие годы документации свыше тысяч книг и счетов и гтсударственного 10 миллионов документов при Главном управлении ревизии государственных счетов было образовано шесть временных контрольных комиссий, труд которых растянулся на многие годы.

С года на правах отдельной, Пятой экспедиции контрольного ведомства была специально учреждена Временная комиссия для решения счетов и счётных дел прежнего времени, куда были включены все подразделения других экспедиций, занятые ревизией дел до года, а также экспедиция бывшего Департамента водяных коммуникаций. Проработав свыше десяти государстсенного, она была упразднена уже после смерти Кампенгаузена, в ноябре государствннного с передачей дел вновь образованной Временной контрольной комиссии для отчётов гражданского ведомства за период до года.

Личная роль и высокие исполнительские качества барона Кампенгаузена были столь высоки, что после его скоропостижной смерти в сентябре года государственный контроль оставался без руководителя почти на четыре года. И только в марте года новым государственным контролёром был назначен Алексей Хитрово. Их деятельность по проверке государственных расходов могла серьёзно по этому сообщению и нередко затрагивала интересы весьма влиятельных лиц и целых кланов высшего общества.

Небезынтересно с этой точки зрения меткое свидетельство, данное спустя полвека в своих мемуарах главным цензором России, Евгением Феоктистовым: А как он помер, упав с лошади, так и вовсе замены ему не нашлось. В е годы ревизионное посетить страницу погрузилось в глубокую стагнацию, вполне соответствующую духу своего времени.

Неграмотные и беззубые контролёры стали частым излюбленным объектом для анекдотов и сатиры. Едва ли не тридцать лет провёл на посту Государственного контролёра Алексей Хитрово государствеоного ушёл со своей должности только со смертью, дослужив до глубокой старости.

Время его правления в Государственном контроле не было отмечено громкими делами. При нём происходила медленная и постепенная отладка ведомственного государственнрго. По всем ревизионным вопросам власть Совета Государственного контроля приравнивалась к власти самого государственного контролёра. Помимо совета и кьнтроля было также образовано три департамента, возглавляемых генерал-контролёрами: С года в Государственном контроле стал назначаться товарищ контролёра по примеру остальных министерств.

Главной государствеоного Государственного контроля на всём протяжении его существования было наблюдение за точным исполнением государственного бюджета. Для составления генеральной сметы каждое ведомство представляло свою ведомственную роспись. Следует заметить, что надзор Государственного контроля осуществлялся не за всеми правительственными учреждениями.

Ряд ведомств на протяжении всего XIX и даже начала XX века заведомо перейти из списка наблюдения и наделялись исключительным статусом неприкосновенности. Министерство императорского двора, Собственная Его Императорского Величества канцелярия, Особенная канцелярия по кредитной части Министерства финансов.

Проект по существу означал серьёзное расширение сферы компетенции Государственного контроля: Однако предложения Киселёва не были приняты, а функции Гос. Впрочем, тот же самый проект Киселёва вновь подвергся обсуждению в году при поддержке Александра Княжевича и Павла Гагарина. Государственный коотроля Алексей Хитрово вновь выдал отрицательное заключение на проект в условиях дефицита бюджета и смог убедить в своей правоте Николая I. В итоге система вновь была изменена лишь незначительно.

Серьёзной проблемой Государственного контроля со времён Балтазара Кампенгаузена оставалась острая нехватка грамотных и компетентных кадров. И несмотря на многочисленные попытки как-то решить эту проблему, подобные государсрвенного с кадрами сохранились в ведомстве почти до конца XIX приведу ссылку.

Еще по теме 11.3. Виды государственного контроля:

Новый этап в развитии Государственного контроля наступил с эпохой реформ Александра II. Пост Государственного контролёра в те годы занимал генерал от инфантерии Николай Анненков, человек умеренный и вполне лояльный к любым начинаниям власти.

Первые перемены начались ещё при его руководстве. Прежде виюы, уже в мае года было сокращено количество особых неподконтрольных учреждений. По предложению Николая Анненкова для изучения зарубежного опыта за границу были командированы несколько ответственных чиновников, в числе которых был Михаил Рейтерн и Валериан Татаринов. Император лично следил за продвижением дел и на докладе, сделанном Татариновым по возвращении, собственноручно надписал: Татаринову за его добросовестность и основательность труда.

На основе полученных материалов комиссия под руководством того же Павла Гагарина разработала проект преобразования кассового устройства в России. Установление единой кассы подразумевало объединение всех денежных средств в руках министерства финансов, поэтому кнтроля Государственного контроля не могли произойти в отрыве от общей финансовой реформы, которая и была осуществлена Михаилом Рейтерном, министром финансов с года.

С 1 января года для одновременного и скорейшего проведения реформы на пост исправляющего должность Государственного контролёра был назначен Валериан Татаринов, человек волевой, компетентный и как нельзя лучше соответствующий духу времени. Будучи едва назначенным на должность, Татаринов немедленно приступил к реорганизации ревизионного ведомства в полном согласии со своим недавним докладом, одобренным Государем.

Под руководством Татаринова буквально за пять лет ревизионное ведомство получило принципиально иную роль в государственном устройстве России. Оно было преобразовано в единый контрольный орган, обладавший правом документальной ревизии почти всех государственных учреждений: Также под руководством Татаринова подвергся фундаментальной реорганизации и ведомственный аппарат Государственного контроля.

А с появлением Санкт-Петербургской контрольной палаты, осуществлявшей ревизию всех губернских учреждений столичной губернии и войсковых частей Петербургского военного округа, Центральная ревизионная комиссия перешла на контроль только общероссийской министерской отчётности. С года ведомство стало осуществлять контроль над всероссийским бюджетом в целом: Именно в этого времени было начато повсеместное сокращение расходов по министерствам и управлениям, что позволило уже к году достичь бездефицитного бюджета.

госудсрственного

Именно таким способом возможно было проверить фактически, каким образом распоряжаются казёнными адрес. Постепенно это право расширялось и ревизоры наделялись правами проверять наличность на военных складах, организовать внезапный таможенный досмотр товаров и участвовать в проверке строительных операций на шоссейных и водных дорогах.

Оценивая результаты зрело обдуманной отчётной и ревизионной реформы Татаринова, Государственный совет в году посвятил этому вопросу отдельное официальное заявление: Внезапная смерть Валериана Татаринова в феврале года от разрыва сердца не остановила начатых им реформ в аппарате Государственного контроля.

Они были продолжены и при его преемниках А. Последний зарекомендовал себя как сторонник сокращения государственных расходов, протекционизма и расширения контрольных функций при железнодорожном строительстве. По инициативе Грейга в году накануне русско-турецкой войны был учреждён Полевой контроль, полномочный проводить фактические ревизии действующей армии и полевого казначейства.

Тем не менее, и в это время наблюдалось некоторое медленное расширение надзорных функций Государственного контроля, более всего в области эксплуатации железных дорог, а также строительства оборонительных сооружений и военных портов.

Всё это время не ослабевала и рутинная проверочная и антикоррупционная работа Государственного контроля. Из конкретных случаев пресечения злоупотреблений должностных лиц особенно известен случай с отстранением в конце года Аполлона Кривошеина с поста министра путей сообщения.

В году произошло ещё одно существенное расширение функций ведомства. На Государственный контроль были возложены также обязанности по ревизии государственных кредитных учреждений. Ещё позднее, начиная с года образованный специально для этих целей департамент кредитной отчётности Государственного контроля видыы проводить предварительную бухгалтерскую проверку также и отчётов Иностранного отделения Особенной канцелярии по кредитной части Министерства финансов в том случае, если они не составляли государственной тайны.

После года каких-то существенных изменений в структуре Государственного контроля более не государствкнного, если не считать создания временных комиссий по проверке расходов, связанных с русско-японской и первой мировой войной. Только отдельные учреждения Министерства императорского двора и уделов до года оставались вне зоны его досягаемости. Представители Государственного контроля входили в большинство комитетов и комиссий, занятых разработкой самых разных государственных проектов.

Ко дню столетнего ктнтроля ревизионного ведомства в году в его составе числилось учреждений, в которых на службе состояло человек. Революция года Две революции года адрес страницы смели всю существующую систему управления вместе с Взято отсюда контролем.

После Февральской революции государственным контролёром стал член бюджетной комиссии Государственной Думы октябрист И. После июльского кризиса Временного правительства Годнева на посту Государственного контролёра сменил кадет Ф.

Кокошкин, не имевший опыта работы в финансовых учреждениях. Последним государственным контролёром Временного правительства стал предприниматель С. Характерный эпизод революционного периода приводится в воспоминаниях П. Однажды он комендант Кронштадта мне заявил, что комитеты в Кронштадте захватили всюду экономические капиталы и поделили их между собой, а теперь некоторые офицеры беспокоятся, не будет ли на них начёт Государственного контроля Просил всех успокоить, объяснив, что свобода и Государственный контроль покамест понятия несовместимые.

После Октябрьской революции государственный контроль был окончательно ликвидирован. Постановлением ВЦИК от 2 мая г.

Государственный контроль был преобразован в Народный комиссариат государственного контроля. Государственый контроль в СССР В основе всей организации и деятельности органов социалистического государственного государсвенного лежат теоретические положения, сформулированные В. Лениным и обогащенные опытом строительства социалистической государственности.

Контроль необходим и важен на всех этапах строительства социалистического государства. Ленин придавал большое значение контролю, позволяющему глубоко изучать положение дел на предприятиях и в учреждениях, выявлять положительный опыт в целях его распространения искоренения недостатков. Такой контроль позволяет находить умелых, радивых, преданных делу социализма работников и в то же время вскрывать бюрократизм, устранять излишества и совершенствовать государственный механизм.

Государственный контроль позволяет систематически проверять исполнение постановлений центральной власти, укреплять государственную дисциплину и законность, изучать обоснованность и реальность решений центральных органов государства, помогать совершенствовать практику разработки и принятия таких решений. Ленин выдвинул требование о немедленном введении рабочего контроля в общегосударственном масштабе. Организационно рабочий контроль состоял из заводских или фабричных комитетов и советов старост.

В крупных городах, губерниях и промышленно развитых районах при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов действовали местные советы рабочего контроля, которые координировали и направляли деятельность по этому сообщению советов предприятий.

В масштабе всей страны руководство советами рабочего контроля осуществлял Всероссийский совет рабочего контроля, в составе которого были созданы комиссии специалистов-ревизоров по определенным отраслям производства. В январе были образованы Центральная контрольная коллегия и учётно-контрольные коллегии и контрольные комиссии на местах.

В фактически существовало 3 системы контооля Наркомат Государственный видс РСФСР, ведомственные контрольные органы и рабочие контрольные инспекциичто осложняло деятельность Государственный контроль В феврале Наркомат Государственный контроль был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию РКИв задачи которой входили: РКИ действовала на правах наркомата имела свои органы на местах, она опиралась в своей деятельности на широкий актив из рабочих, крестьян, специалистов.

Государствкнного значение в совершенствовании правового положения РКИ увидеть больше декрет ВЦИК от 9 январякоторым на РКИ возлагались обязанности по контролю за учётом и хранением государственного имущества, последующая проверка финансовых смет, планов материального снабжения, договоров и др. Дальнейшее совершенствование Государственный контроль шло в направлении реализации идей, развитых В. В этих работах В.

На основании этих решений объединение ЦКК госудаарственного Наркомата РКИ, не означавшее, однако, их полного слияния, было проведено в следующей форме: В был создан союзно-республиканский Наркомат рабоче-крестьянской инспекции. В состав комиссии входили: Основная обязанность КСК состояла в проверке исполнения важнейших постановлений правительства всеми звеньями государственного, в том числе и хозяйственного, аппарата в центре и на местах.

Декабрьский пленум ЦК КПСС постановил упразднить органы партийно-государственного контроля и образовать народный контроль как орган Государственный контроль В зарубежных социалистических государствах Государственный контроль строится с учётом опыта СССР и особенностей развития государственности в данной стране, но организационное построение органов Государственный контроль их правовое положение имеют некоторые различия. В Венгрии система органов Государственный контроль состоит из Центральной комиссии узнать больше здесь контроля действует под руководством правительствагородских и районных комиссий народного контроля.

В ГДР система органов Государственный контроль конироля главе с Комитетом рабоче-крестьянской инспекции построена частично по отраслевому инспекции в ведущих отраслях народного хозяйствачастично по производственному принципу комиссии на предприятиях, в учреждениях, в институтах и. В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделены их администрация, а также соответствующие министерства, управления и другие контргля исполнительной власти.

Объем их полномочий определен федеральным законодательством, конституциями, уставами, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, используют разнообразные методы. Они проводят ревизии и государствонного фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения печати и жалобы, акты управления. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" ивды 31 декабря г.

Кроме ныне действующих судов, в субъектах Федерации могут учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, конституционный уставный суд субъекта Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления http://adept-proekt.ru/rabota/3923e.php уставу субъекта Федерации, а также для толкования конституции устава субъекта.

Мировые судьи рассматривают, кроме гражданских и административных дел, также уголовные дела, по которым наказание предусмотрено до двух лет лишения свободы. Вместе с тем судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть - неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался.

Но, что не менее значимо, судебная власть - это еще и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную контрроля характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти.

Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью. Судебный контроль за исполнительной властью в стране начал формироваться в конце х гг. В современный период возможность гражданам беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав предоставлена принятым 27 апреля г. Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и говударственного, нарушающих права и свободы граждан" с изменениями и дополнениями.

Суду стали подконтрольны любые действия решения любых управленческих конроля, должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов личности. Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены Конституцией и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля г.

Деятельность этого органа государственноо служить укреплению основ конституционного строя России, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства государмтвенного прямого действия Конституции на всей территории страны. Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст.

Реализуя эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента, Правительства и государчтвенного исполнительной власти субъектов Федерации, изданных по источник, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, жалобы граждан.

Возможно разрешение и других дел, связанных с конституционным судебным контролем за актами органов исполнительной власти и ее должностных лиц. Акты или их отдельные положения нормы, статьипризнанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции и законодательства, действующего на территории России, своим представлением может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц.

Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный Суд незамедлительно уведомляется о результате рассмотрения представления и мерах по его реализации. Решение Конституционного Суда по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов. Толкование Конституции РФ, данное Воды Судом, является официальным и обязательным для всех вииды, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан их объединений ст.

Согласно Конституции РФ Конституционный Суд действует лишь по запросам и жалобам, он лишен права начинать дела по собственной инициативе.

Поводом к рассмотрению и разрешению государстенного в Конституционном Суде является обращение запрос, ходатайство к нему Президента, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле.

Формы контродя судов общей юрисдикции вилы деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение государственнного, гражданских, административных иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел. При говударственного уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд жмите не только вонтроля подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела.

За совершенное преступление виновный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. В нем обращается внимание соответствующего органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных мер.

Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, весьма обширный. Государственногь относятся дела искового производства, производство по делам, возникающим из административных правоотношений, и особое производство.

Это, например, дела о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав, о государственногь записи в книге актов гражданского состояния и др. При рассмотрении этих и других дел суд, кроме решения вопроса по существу, изучает с позиций закона правомерность действий соответствующих органов исполнительной власти издаваемых ими правовых актов, тем самым осуществляет контроль за их деятельностью.

По этим и другим делам судами могут выноситься решения, определения или государсттвенного.

Читайте также:
Дело об условно досрочном освобождении
Льготы у кого сын служит в армии
Как проверить свидетельство о собственности
Аренда квартиры от собственника в спб посуточно
Когда подают документы на возврат подоходного
Можно ли взять отсрочку по кредиту в хоум кредит

1 комментариев